Любопытно: что не так с людьми, которые слышат цвет

Опубликовано: 21.1.2017
синестезия: что не так с людьми, которые слышат цвет

Буква “А” красная, цифра “8” фиолетовая, “июль” голубовато-зеленый, а разбитая коленка пульсирует оттенками от оранжевого и желтого до фиолетового и бордового. Все это - не метафоры, а вполне реальное восприятие мира, свойственное некоторым людям.

Современным звездам также не чужда синестезия. Так, Фаррелл Уильмс заявил в одном из своих интервью, что его хит “Happy”, прогремевший на весь мир, желтого цвета с оттенками горчичного и светло-оранжевого.

Мы воспринимаем мир как единое целое, и все наши органы чувств постоянно взаимодействуют друг с другом. Более того, зачастую мы действительно можем сказать, какого цвета то или иное понятие. Однако не стоит спешить причислять себя к синестетам. В большинстве случаев наши знания сформированы вовсе не ощущениями, а опытом. Например, тревога у нас скорее всего будет окрашена в красный цвет благодаря устоявшимся в памяти обозначениям этого понятия. Синестет же может увидеть тревогу в любом другом цвете и при этом не сможет сказать, что именно сформировало связи его ощущений.

Синестезию нельзя контролировать, и вероятность того, что человек вдруг научится чувствовать запахи эмоций или видеть цвет слов, минимальна. Науке, впрочем, известно несколько примеров. В частности, это история сорокапятилетнего жителя Торонто, который, пережив инсульт, вдруг почувствовал, что синий цвет пахнет малиной, и впал в настоящий экстаз от прослушивания саундтрека бондианы. Зачастую подобный опыт вызывают психоделики.

Синестезия – слово, как не сложно догадаться, греческое: «син» - союз, «эстесис» - ощущение, а явление в современном понимании представляет собой особый способ чувственного переживания. Для некоторых людей, которых называют синестетами, символы, дни недели, звуки и что угодно еще окрашиваются в цвета, приобретают вкус или запах - происходит как бы смешение чувств.

Синестезия известна науке на протяжении трех столетий, а первые упоминания о ней относятся и вовсе к античности, однако врачи и ученые не воспринимали эти причуды сознания всерьез, принимая их скорее за продукт активного воображения и даже психического расстройства. Только в начале XX века смешением чувств заинтересовались вполне серьезно. Синестезию пусть и неохотно признали реальным явлением психической жизни с определенным неврологическим обоснованием. Первыми учеными в этой области стали психолог Йельского университета Ларри Маркс и невролог Ричард Сайтовик.

Владимир Набоков, как явствует из его автобиографии, был отчасти синестетом: «Это случилось, когда мне было семь лет. Я взял кучу кубиков с буквами и случайно обмолвился своей матери, что их цвета «неправильные». Поскольку мать Набокова сама жила с синестезией, она быстро поняла, что ребенок имеет в виду несоответствие реальной окраски кубиков цвету букв, возникающему в его сознании.

Нейрофизики до сих пор не пришли к единому мнению на этот счет. Одно из самых распространенных толкований принадлежит доктору Гроссенбархеру из Американского национального института психического здоровья. Он объясняет возникновение синестезии возбуждением особых участков головного мозга, где пересекаются разные органы чувств. Иногда одни органы чувств передают импульсы другим, что и вызывает “смешение чувств”.

Они выдвинули гипотезу о том, что у синестетов наблюдается возбуждение определенных участков головного мозга, которое способствует смешиванию различных чувств восприятия. Тогда же после некоторых исследований решили, что синестезия распространена в первую очередь среди людей творческих профессий.

Согласно другой теории, авторства Дафны Мауйер из Канадского университета, все мы рождаемся синестетами, и до полугода все органы чувств в нашем мозгу перемешаны. Мауйер предполагает, что дети имеют не пять различных чувств, а скорее одно, которое включает в себя работу всех органов сразу. Так, ребенок не только слышит голос своей матери, но также видит его, чувствует его запах.

В дальнейшем, правда, каналы общения одних чувств с другими как бы блокируются, и большинство людей больше не может ощущать смешение.

Французский поэт Артюр Рембо посвятил целое стихотворение собственному восприятию гласных букв в определенных цветах. Композитор Александр Скрябин видел цвет музыкальных нот, а художник-абстракционист Василий Кандинский, напротив, слышал звучание красок и даже использовал для описания своих картин музыкальные термины: «композиция», «импровизация».

Войти, используя:

Источник: http://gavdog.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться